Юридический блог
С момента независимости и до 2000 года чиновники сами выбирали у кого, за сколько и в каких объёмах покупать товары и услуги для нужд государства. Представьте себе! Именно в тот период законодательного несовершенства были заложены зерна коррупции в тендерной сфере. И как тяжело отказаться министерским толстосумам от такой золотой жилы. И вот 22 февраля 2000 года верховная рада принимает Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
Казалось бы что проблема решена и зло искоренено. Выход был прост – все закупки должны были проходить в прозрачной среде открытого тендера (аукцион). А фирмы поставщики должны предложить лучшую цену и качество товаров и услуг. Но вдруг откуда не возьмись появляется общественная организация «Центр тендерных процедур и бизнес планирования» и сообщает об авторских правах на тендерную документацию, тот самый процесс закупки за государственные деньги. Все соответственно закону.
Учредители и собственники вышеупомянутой общественной организации сообщили о том, что именно они «якобы» разработали систему государственных закупок благодаря которой государство сэкономит миллиард в год. Без них государство понесет многомиллионные потери и ущемит законные авторские права изобретателей.
Выяснилось, что за собственниками организации числятся: «Образцы тендерной документации» (свидетельство ПА № 5086 от 17.01.2002г.); «Методика оценки тендерных предложений» (свидетельство № 6443 от22.10.2002г.); «Методика проведения проверки соблюдения заказчиками требований действующего законодательства при закупке товаров, работ и услуг за государственный счет» (свидетельство № 6443 от 14.08.2002г.) и т.д.
Вмешались службы СБУ и Министерства юстиции. После проверки оказалось, что те самые изобретения не являются таковыми и вообще выяснилось, что они по сути являются копиями некоторых положений Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» и ряда нормативно – правовых актов министерства экономики.
Роль этой организации заключалась в том, что через связи в государственных органах они якобы гарантировали клиенту (обратившемуся к ним и вступив в их состав) победу на тендере. Их услуги, по своему содержанию ничтожными, иногда доходили до 10 000 за листок А4. А так же победитель тендера обязан был заплатить 6% от суммы тендера. Ежели клиент отказывался платить – тендер проигрывался. Победителями этой организации стали более 20 000 фирм, но какой ценой?! Не секрет для чего создаются подобные общественные организации и ассоциации предпринимателей. Хочешь выиграть тендер? Получить разрешение? Вступай в нашу организацию! Мы за три дорого поможем оформит документы, всем все заплатим. Хорошая прослойка между клиентом и государством. Таким образом чиновники получили чистую схему передачи взяток.
«Доход» той самой организации составил около 300 млн. в месяц.
«Благодаря» такой схеме государству был нанесен многомилионный ущерб ввиду того, что стоимость услуг была искусственно завышена, а так как тендер проходил чисто формально – качество услуг оставляло желать лучшего. Нес потери и частный бизнес ввиду больших сумм внесенных ими на продвижение именно их товаров и услуг. Никакой чистой конкуренции.
Далее приведена приблизительная схема «тендерной мафии» взята из независимых источников, путем логического сопоставления необходимых связей для проведения схем подобного масштаба.
В марте месяце 2008 года верховная рада отменила закон о государственных закупках. А соответственно и Тендерная палата прекратила свое существование.