Юридический блог
Существует ряд ключевых принципов, которые необходимо знать, чтобы не попасть в просак на дороге:
1. Вы имеете полное законное право не выходить из автомобиля во время общения с сотрудником Госавтоинспекции. Работники милиции может настаивать на том, что согласно закону Украины «О милиции» необходимо выполнять законные требования сотрудников милиции. Важным в данном моменте является акцент на слове «законные» требования.
Посему можно сделать вывод, что общаться сотрудниками ГАИ стоит не выходя из машины через опущенное стекло.
2. Согласно статье 5 закона «О милиции» перед тем как передавать свои документы сотруднику Госавтоинспекции водитель имеет право удостовериться в том, что тот таковым является, то есть водитель в праве ТРЕБОВАТЬ предъявить удостоверение работника милиции. Крайне желательно переписать номер удостоверения и ФИО. Подобные действия позволяют продемонстрировать осведомленность в своих правах, а так же, что вы знаете на кого жаловаться в случае чего.
3. Стоит знать, что водитель в праве требовать указать причину остановки ссылаясь на закон Украины «О дорожном движении». В данной ситуации важно знать, что «проверка документов» не является законной причиной для остановки вашего транспортного средства.
Часто среди работников ГАИ распространены следующие причины:
а) Водитель ехал не пристёгнутым. На самом деле это является 100% нарушением и для предотвращения таких ситуации просто стоит всегда пристегиваться, даже если вы собираетесь проехать 100 метров, ведь однажды это может спасти вам жизнь.
б) Проведение спецоперации. Такие случаи действительно встречаются, но чаще всего это просто выдумка. Чтобы установить правдивость данной информации стоит позвонить в телефон доверия ГАИ (инспектор должен его вам предоставить, если вы его не знаете, т.к. в каждом городе он свой) и сказать, что вас остановили в связи с проведением спецоперации и пояснить всю ситуацию. В большинстве случаев у инспекторов сразу-же пропадают все вопросы.
в) Проверка на трезвость. Чаще всего такие остановки заканчиваются после двух –трех слов с сотрудником Госавтоинспекции, но если же вас просят дыхнуть – вы можете сказать, что будете проходить только медэкспертизу, куда вы отправитесь на их автомобиле и за их счет, а после этого пожалуетесь в прокуратуру за отнятое у вас время. Но это только в том случае, если вы полностью трезвы.
4. Иногда у работников ГАИ возникают требования открыть багажник, посмотреть, что у вас в салоне и т.д. Всегда стоит помнить, что результатами подобных досмотров могут стать найденная мука в полиэтиленовом пакете или же петрушка в газете сельская жизнь. Поэтому стоит знать, что требовать подобное можно только при составлении протокола об административном задержании и обыске в присутствии двух понятых, иначе подобные требования являются абсолютно незаконными. Как правило, после подобных требований, желание осматривать багажник отпадает, хотя в ситуациях проведения подобных операций на пару с отрядами спецназначения подобные требования могут только усугубить ситуацию.
5. Стоит помнить, что согласно украинской конституции в нашей стране всего один государственный язык, поэтому в ситуациях, когда работник ГАИ разговаривает на русском – вы можете сказать, что не понимаете его, что особенно актуально в восточных регионах Украины.
6. Стоит помнить, что часто инспектора сами нарушают Закон иногда работая в «нерабочее время», например, поэтому стоит обращать внимание на:
а) Наличие у инспектора на груди жетона;
б) Автомобиль на котором стоит инспектор, частное ли это авто и если да – то почему он работает на таковом. Инспектора не обязаны давать ответы на подобные вопросы, но водитель может поинтересоваться об этом и через прокуратуру, о чем ему стоит сообщить.
в) Наличие на автомобиле инспектора техосмотра;
г) Так же стоит не забывать о телефоне доверия, куда водитель может сообщать о любых подозрениях .
Вывод: в случае осведомленности о свих правах и спокойном и грамотном общении – сотрудники Госавтоинспекции тратят свое время и нервы. И чем чаще они будут останавливать таких «умных», тем реже они их будут тормозить без весомых на то причин.