Юридический блог
Несмотря на полноту перечня обязательных реквизитов НН, предоставленных в п. 201.1 НКУ, работники налоговой в большинстве случаев, несмотря на предусмотренные законодательством нормы, пытаются растолковать их намного шире и чаще всего в свою пользу. Многие утверждают, что налоговая накладная всегда будет первичным документом, который всегда будет камнем преткновения в отношениях между налогоплательщиками налоговиками.
Сотрудники налоговой инспекции никак не могут решить какие буквы использовать в процессе заполнения полей «Наименование покупателя» и «Наименование продавца». Согласно норме п. 201.1 НКУ указано, что в налоговых накладных следует указывать «полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость» - как покупателя, так и продавца.
В письме № 534/6/15-3115 главного органа ГНИ от 15.01.2013 г. сказано, что «в полях «Наименование покупателя» и «Наименование продавца» налоговой накладной указывается название юридического лица, соответствует названию, указанному в уставных документах такого лица (с соответствующим отражением размера букв такого названия) ».
Письмом от 16.01.2013 г. № 721/6/15-3115 налоговики напоминают: в случае если продавец отказывается выдать покупателю правильно оформленную НН, покупатель, основываясь на жалобу на поставщика, имеет право сумму НДС по приобретению включить в состав НК. Приложение 8 к налоговой декларации по НДС предусматривает форму для заявления об отказе предоставить налоговую накладную поставщиком ( нарушении порядка регистрации в Едином реестре налоговых накладных и / или нарушение порядка заполнения) . Стоит помнить, что сотрудники налоговой твердо стоят на том, что такое заявление нужно подавать вместе с декларацией по НДС за тот отчетный период, когда возникло право на НК. Срок в 365 дней на включение в состав НК по НДС, как в случае с НН, по их мнению, здесь не действует.
Обязательно вместе с заявлением должны быть поданы копии товарных чеков, других документов, которые могут подтвердить факт получения услуг или товаров и при этом составлены в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, а так же документов, которые могут подтвердить факт уплаты налога при приобретении услуг или товаров. В случае подачи декларации по НДС в электронной форме конкретной привязки к сдаче в тот же день, что и подтверждающих заявлению первичных документов нет. Главное - подать их до предельного срока сдачи отчетности по НДС за месяц, при отчетности за который предприятие представляет приложение 8.
Налоговая накладная, предоставляемая покупателю (получателю) плательщиком налога и по его требованию заверенная печатью и подписанная уполномоченным лицом плательщика согласно пункту 201.1 НКУ должна быть предоставлена в одном из видов:
Любая электронная НН независимо от суммы и номенклатуры товара, на которую она выписана должна быть зарегистрирована в ЕРНН.
При регистрации налоговой накладной в ЕРНН к уже зарегистрированной НН внести изменения невозможно. Тогда продавец выписывает новую НН с правильными данными (выполняя предписания нормы п. 201.1 НКУ и Порядка № 1379 по составлению НН) и с соблюдением срока в 15 календарных дней регистрирует ее в ЕРНН. Налоговики в письме № 8238/0/61-12/15-3115 от 31.12.2012 г. вполне справедливо отмечают, что законодательством не прописано механизма уведомления покупателя об изменениях полученной им налоговой накладной.
А в случае выявления расхождений данных НН и ЕРНН налоговики имеют вполне законное основание для проведения внеплановой выездной документальной проверки продавца и, в некоторых случаях, покупателя услуг или товаров .
В таком случае возникает вопрос о проверке электронных налоговых накладных налоговиками. Ведь в соответствии с п. 85.2 НКУ плательщик налога обязан предоставить должностным лицам налоговых органов все документы в полном объеме, которые относятся или связанны с предметом проверки. Согласно п. 85.4 НКУ предусмотрено предоставление налогоплательщиком в ходе проверок органами ГНС надлежащим образом заверенных копий бухгалтерских, первичных финансово-хозяйственных и других документов, свидетельствующих о неуплате налогов , обязательных платежей (сборов), сокрытии или занижении стоимости объектов налогообложения, нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого относится к компетенции органов ГНС. Должностные лица органов ГНС в случае проверке могут потребовать распечатанную и заверенную надлежащим образом налоговую накладную, в случае если она составлена в электронном виде и при этом связана с предметом проверки и относится к нему или не зарегистрирована в ЕРНН. К сожалению "надлежащий образ" заверения электронной накладной сотрудниками налоговой не уточняется. Скорее всего, вопрос заверения ложится на должностное лицо, на которое возложен вопрос заверения.
С 01.01.2012 г. введена регистрация в ЕРНН для всех налоговых накладных, сумма НДС в которых превышает 10 тысяч . Кроме того, НН, составленные в электронной форме или в номенклатуре которых находятся импортные и подакцизные товары, регистрируется независимо от суммы, на которую они выписаны.
В случае составления Расчета корректировки (РК) в НН, данные которой не внесены в ЕРНН, такой РК регистрируется после регистрации такой накладной независимо от даты его составления, то есть нужно зарегистрировать НН и только после этого - РК к ней.
Как справедливо отмечают налоговики в письме № 3313/0/61-12/15-3115 от 08.10.2012 г., в случае составления РК к НН, выписанной до 01.01.2012 г. и такой, что не подлежала регистрации в ЕРНН, в связи с чем общая сумма НДС после проведения корректировки достигла объема 10 тысяч , такие РК и НН регистрировать в Реестре не необходимо.
Если же РК выписывается к НН, выписанной на поставки импортных и подакцизных товаров, РК должен быть зарегистрирован независимо от суммы и даты выписки НН. Если на момент выписки РК налоговую накладную еще не зарегистрировали, ее следует зарегистрировать, а потом уже под эту НН регистрировать РК.